Неманские вести

НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ О ЛЮДЯХ

Неугомонная, неутомимая, энергичная, активная, необычайно ответственная, внимательная, неравнодушная, щедрая, бескорыстная, целеустремленная, удивительная, замечательная — это все о ней. И еще много других хороших слов скажет любой, кто знаком, хоть и коротко, с Надеждой Ивановной Кудимовой.

В этом году округ отмечает замечательный юбилей — десять лет со дня образования Неманского краеведческого музея. Но когда в городе говорят «музей», подразумевают — Надежда Ивановна. За эти годы ей удалось сделать музей поистине народным.

Здесь собраны документы и фотографии из личных архивов, раритеты из семейных коллекций, фронтовые награды ветеранов, «копательские» находки из довоенного времени и т.д. Огромную коллекцию собрали сами неманцы. Для Надежды Ивановны нет не важных экспонатов, ведь даже самый незначительный может рассказать историю.

— Надежда Ивановна, по образованию вы учитель русского языка и литературы. Но откуда такая любовь к истории?

— Я родилась в Тверской (в СССР — Калининской) области, в старинном городе Торопец. Здесь проходил путь из варяг в греки, венчался с полоцкой княжной Александр Невский, родился и провел детство патриарх Тихон.

В школе любила уроки истории. Однажды с родителями поехали в Великий Новгород, навестить старшего брата, служившего в армии. Пока мама с папой кормили солдатика в парке под стенами кремля, я спустилась в ров. Искала там «материальные доказательства» событий, о которых рассказывали на уроках истории: кусочек копья, какую-нибудь железку и т.д. Так хотелось что-то найти.

В Торопце был очень хороший краеведческий музей. Я записалась в исторический кружок при музее. В 10-11 классах свободно вела экскурсии по истории города.

Директор музея агитировал меня поступать на археологический факультет, но такой был только в Калинине, ехать далеко. В связи с семейными обстоятельствами я выбрала институт поближе — педагогический в Великих Луках.

— Как после института оказались в Калининградской области?

— Записалась на распределение в Сибирь, но за несколько дней до выпуска пришло семь мест в Калининградскую область. Сразу заявление подала. Мама говорила: «Куда ты едешь — в неметчину!» А мне интересно было — какая она, новая земля. Ехали с девчонками на поезде — удивлялись, какие здесь высокие здания, острые крыши, шпили. В России все иначе.

— Вы приехали в область в 1969 году. Какая школа стала первым местом работы?

— Ветровская восьмилетняя — одна из нескольких школ, расположенных на территории совхоза-миллионера «Неманский». В Неманском районе тогда было 33 школы (для сравнения — сейчас 6).

Совхоз производил мясомолочную продукцию, славился плодопитомником. Сейчас трудно поверить, но тогда по обеим сторонам шоссе от Немана до Советска были сплошь фруктовые сады.

Помню, как в первый раз попала в совхозную контору в Мичурино, расположенную в бывшей немецкой усадьбе. Поразило обилие огромных изразцовых печей (в каждой комнате — разного цвета).

Руководитель совхоза Владимир Юрьевич Ефимов оказался моим земляком. Мы с ним плодотворно сотрудничали и дружили.

— Как молодого специалиста вас наверняка сразу загрузили?

— Поручили преподавать русский язык, литературу, историю и назначили пионервожатой (за это денег не платили). А в 1971 г. позвали в комсомол — секретарем по работе со студенческой, школьной молодежью и пионерами. Параллельно вела уроки в вечерней школе в Ветрово.

Через пять лет перешла в горком КПСС инструктором в отдел пропаганды, а в 1980-м вернулась в школу. В Неманской СОШ №2 отработала 23 года, была директором.

— На должности директора вы стали инициатором первых в советское время субботников по благоустройству территории замка Рагнит. Расскажите, как это было.

— Я вела много предметов, но любимыми были уроки истории в 5-6 классах — средние века. А здесь такая «база» — тевтонская цитадель! Занятия проводила прямо в замке, ребята были в восторге. Но мы видели, что творится: захламленность, бомжи. И в 1990-х стали устраивать субботники по расчистке.

Нас поддержал мой ученик — тогда главный архитектор города Ю. Павловский. Выходили по 70-80 человек. Сначала становились цепочкой с ведерками — и расчищали от завалов. Разгребли проход, расчистили площадку во дворе. Город установил новые ворота. Засыпали ров, вырубили заросли, уничтожили сараи вокруг. Отдел ЖКХ заложил кирпичом окна и проходы.

Лет десять мы приводили в порядок территорию внутри и вокруг замка. Потом это стало никому не нужно, а в 2003-м я перешла на работу в городской отдел образования.

— Как десять лет назад появилось на свет ваше детище — Неманский музей?

— У меня был опыт создания школьного музея в СОШ №2. В 2011 г. пришла в администрацию, говорю: скоро 70-летие Великой Победы, везде есть музеи, а в нашем городе нет. Мне ответили: берешься — делай.

Поддержала глава Неманского муниципального района Зинаида Павловна Васильева. Помещение площадью 140 кв. м на первом этаже в здании на ул. Советской, 23 передали архиву для целей размещения районного краеведческого музея. Теперь музей относится к Дому детства и юношества.

— С чего начинали? Ведь тогда не было такого количества экспонатов?

— Устраивали выставки народного творчества. Потом поддержала атомная станция. Мы освоили три гранта Росатома. Создали в отдельном зале экспозицию об атомке, при музее работала школа маленьких атомщиков, устраивали встречи школьников со специалистами с АЭС. Приобрели стенды и мебель для других залов музея.

Отремонтировали помещение мой ученик Дмитрий Дорохов и его мама. Мебель изготовил Михаил Медведев. Экспонаты собирали всем миром: ветераны, мои выпускники, родители, нынешние школьники. Кто что-то находил при раскопках в своем дворе — сразу нес в музей.

— Кто принес первый экспонат?

— Е.Г. Щербатюк, Почетный гражданин города. Это было переходящее Красное знамя, которое в СССР вручали победителю соцсоревнования. Документацию о становлении советской власти на территории района, о Неманском ЦБК, молодежи, комсомоле передала З.П. Васильева. Бывший руководитель музея ДДиЮ Л.А. Рассадина вместе с ребятами привезла винт от самолета, найденный в лесу под Красным Селом.

Много интересных материалов передали в музее И.Н. Немировченко, Н.И. Зайцева, Г.А. Сурков, Н.Н. Казаринова, А.И. Скворцова, Г.П. Русинова, Н.Г. Мартынова, Т.Е. Васильева.

Спасибо всем, кто предоставил материалы о воинских частях, военнослужащих, пограничниках, воинах-интернационалистах: Л.И. Ляшевскому, Г.Н. Грудину, В.Н. Ткаченко, А.И. Кукса, А.И. Леонтьеву, О.П. Славскому, М.В. Иванову и др.

Отдельная благодарность детям и внукам фронтовиков, которые принесли награды, фотографии и письма ветеранов.

Музей собирали люди, поэтому он и получился — «про людей», как сказал один из гостей.

— Кто сегодня пополняет экспозицию новым экспонатами?

— Самые активные юные «копатели» — это Илья и Паша Григорьевы из 4б школы №2. У мальчишек есть своя витрина, где выставлены найденные ими «артефакты».

Каждый день что-то притаскивают. Вчера принесли пистолет. Не настоящий, тренировочный, но написано: сделано в Германии. Дедушка мальчишек пришел, говорит: прорыли яму глубиной полтора метра.

— В штате есть помощники?

— Я одна — и директор, и экскурсовод, и уборщица. Спасибо волонтерам — помогают в хозяйственных делах: витрины и полы помыть, мусор вынести, цветы полить. И, конечно, главный мой помощник сегодня — это Алексей Володченков.

— О чем у вас, как у историка, Заслуженного учителя России, бывшего директора школы, сегодня болит душа?

— У меня есть книга о пионерах-героях, когда школьники приходят на экскурсию — я ее читаю. Слушают, затаив дыхание, нравится. Но в школе им об этом не говорят. Сегодняшние дети не знают, кто такой Александр Матросов или «Молодая гвардия».

Рассказываю о советских разведчиках, действовавших во время войны в Восточной Пруссии, говорю: взяли языка. Мальчишки не понимают, что это такое. Дети книжек не читают — это больше всего расстраивает. Хотя ребята хорошие, все впитывают, после экскурсии потом часто заходят — тянет их в музей.

К сожалению, теперь в школах нет системы патриотического воспитания подрастающего поколения, как в СССР. Но патриотизм — не пустое слово и не красное словцо. Мы должны привить детям любовь к Родине, к земле, где родился, чтобы они гордились историей России. Ведь на их плечи в будущем ляжет ответственность за страну.

Подготовила Е. РомановаНАРОДНЫЙ МУЗЕЙ О ЛЮДЯХ НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ О ЛЮДЯХ

Поделиться с друзьями:

На сайте функционирует система коррекции ибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *