Неманские вести

Образовательные не стандарты спецучилища закрытого типа

Мы привыкли, что в городе есть две школы, и мало кто знает, а точнее – просто не придает значения тому, что рядом есть еще одна школа, с такой же школьной программой. Только учатся там не десять лет, а кому сколько судом предписано. В зависимости от тяжести совершенного правонарушения – от нескольких месяцев до трех лет. Эта школа работает в специальном училище закрытого типа для детей с девиантным поведением.

Неманские веси: Образовательные не стандарты спецучилища закрытого типа

При наличии многих других отличий главной задачей деятельности учреждения, созданного в системе Министерства образования РФ в декабре 2002 года, остается образование. Причем не только общее, но и профессиональное. В настоящее время в Неманском спецучилище находятся 27 несовершеннолетних юношей и подростков, из которых семь живут в Калининградской области, остальные – в других регионах.

Научился читать и писать

Есть и наш, неманский паренек, из многодетной неполной семьи. Он попал сюда в 12 лет. Не умел ни читать, ни писать, бродяжничал, попрошайничал, воровал. Здесь с уроков не сбежишь, хочешь – не хочешь, а сиди и слушай педагога, учи букварь и арифметику. Подросток освоил грамоту, начав с прописи, теперь читает стихи со сцены и даже блеснул смекалкой и предприимчивостью, планируя в будущем применить полученные знания в собственном деле. Говорит, хочу открыть свою мастерскую по изготовлению тротуарной плитки, с помощью педагога разработал бизнес-план. Зам.директора по учебно-производственной работе Ирина Петровна Шмарина нашла хорошую мотивацию, чтобы мальчик взялся за учебники, предложив порадовать старшего брата и мать собственноручно написанным письмом, а коллектив учителей, которым руководит заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам 3.В. Мокану, справился с задачей. В классах здесь занимаются 4-5 человек, ЕГЭ сдавать не надо. Есть возможность и желание к каждому найти подход, приоткрыть дверь в светлое будущее.

Каждый третий – сирота

Этих ребят конфеткой не заманишь и палкой не пригрозишь. Их надо по-настоящему увлечь образовательным процессом, творческими и спортивными занятиями, производственной деятельностью. Что ни говори, они не обычные домашние дети. Каждый третий – сирота, практически все из неполных семей. Они привыкли брать без спроса, занижаться, чем вздумается. Ответственности нет, воспитание уличное, обижены на весь свет, часто – агрессивны и несдержанны. «Против шерсти» их нельзя, зачислят во врагов.

Между прошлым и будущим

Спецучилище нельзя назвать местом лишения свободы, но реальной свободы, к которой эти дети привыкли, у них нет. Потому они используют любую возможность для побега. И по этой причине двери на каждом этаже учебного, производственного и бытового корпусов открывает и закрывает охранник. Под пристальным глазом охраны и видеокамер – каждое помещение, вся территория учреждения. Передвигаться по территории они могут только в сопровождении сотрудника училища. Но все равно убегают, зная, что их непременно вернут назад. В побеге ребята совершают новые преступления, чтобы иметь деньги. Чаще всего отбирают мобильные телефоны. За противоправные деяния, как ни странно, срок им не добавляют и меры пресечения не изменяют.

Наставников очень волнует дальнейшая судьба подопечных, вышедших из училища. Но часто запросы по месту пребывания не радуют успехами. Как правило, усилия коллектива сводятся на «нет», поскольку чаще всего, вернувшись домой, воспитанники сталкиваются с теми же проблемами. Очевидно, система профилактики работы с несовершеннолетними на местах работает не достаточно эффективно. Нет должного сопровождения семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. В итоге, если мать пила, не работала, меняла сожителей, воспитанием детей не занималась, так оно все и осталось. Денег нет, одеть нечего, поесть – тоже. Прямая дорога парню к тем же дружкам, в подворотню, на вольные хлеба. И через месяц пацан уже забыл про диплом автослесаря или штукатура-маляра…

За 10 лет в стенах учреждения прошел реабилитацию 261 подросток. Есть и хорошие примеры, которыми в училище гордятся. Антон М. учился в училище на одни пятёрки, что позволило ему поступить на заочное отделение БФУ им. Канта, одновременно он собрал бригаду по ремонту коттеджей, успешно учится и работает. Сергей К. прошёл службу в рядах МВД в Санкт-Петербурге, служит по контракту. Женился, скоро станет папой. Николай М. отслужил в армии, а теперь продолжает учёбу в педагогическом училище в г. Петразаводске.

Дорога в 10 лет

В декабре учреждение отмечает 10-летие со дня образования. К юбилею здесь готовятся все. Для клуба приобрели микшерный пульт и новые звуковые колонки. Для вокально-инструментальной группы – новую ударную установку. К слову сказать, музрук в училище – лучше не бывает. Линарий Ильясович Сейтумеров через две-три недели в любом пацане откроет способности к вокалу или игре на инструменте и выпустит на сцену. Ансамбль участвует в конкурсах, концертах. 30 ноября поедут на конкурс военно-патриотической песни в г. Озерск, где исполнят пять песен, в конце ноября – концерт ко Дню матери, на который приглашены мамы воспитанников спецучилища. Потом новогодние и рождественские мероприятия.

Завершены работы по ремонту фасадов зданий. Началась реконструкция котельной, где вскоре должен заработать банно-прачечный комбинат, каких нет в регионе. Продолжаются масштабные работы по благоустройству территории, которая «одевается» в плиточное покрытие собственного производственного цеха. Новой техникой пополнился парк сельхозмашин в учебно-производственном хозяйстве, где откармливают телят и поросят.

Таким условиям может позавидовать любой детский дом или школа-интернат. О таком могли только мечтать в прежнем СПТУ, история которого началась в первые послевоенные годы, в 1946 году. Кстати, историю училища планируют запечатлеть и бережно сохранить в будущем музее.

Педагоги – от бога

В административном корпусе планируют открыть свой музей, под который уже подготовлено помещение из трех комнат – по числу исторических блоков. Период образования и становления школы фабрично-заводского обучения с 1946 по 53-й год; с 1953 по 2002 – самый большой период истории СПТУ-18; 2002-2012 – история спецучилища закрытого типа. Будет «Доска почета» с фотографиями ветеранов образования. Более десяти человек начинали работать в СПТУ. Это «золотые» кадры: Ирина Петровна Шмарина. Владимир Григорьевич Праведный, Валерий Алексеевич Дробышев, Владимир Николаевич Малашин, Лилия Васильевна Филиппович, Наталья Ивановна Трасковская, Сергей Адамович Пиляк. Арусяк Суреновна Бабаян, Александр Анатольевич Тимаков.

На каждый роток не накинешь платок

Со времени открытия учреждения в районе отношение к нему людей неоднозначное. В сводках происшествий нередко идут сообщения о подростках, которые, самовольно покинув расположение учреждения, кидаются «во все тяжкие», создают напряженность в криминогенной обстановке. Все помнят о тяжком преступлении, совершенном группой несовершеннолетних в отношении более слабого мальчика, сбежавшего вместе с другими. Многие опасаются такого соседства, боясь за своих детей. Часто можно услышать, что нет смысла тратить огромные средства на малолетних преступников, которые не хотят учиться и работать, мол, лучше эти деньги направить на социальную поддержку семей, на строительство новых школ и детских садов.

А может, закрыть?

Оптимистично настроенные граждане верят, что с преступностью будут бороться более эффективно. И когда-то отпадет необходимость в таком учреждении, некого будет сюда отправлять. О таких переменах, надо полагать, в районе горевать не станут. И начнется новая история будущего училища или колледжа, где будут учить профессиям, востребованным в атомной отрасли, в строительстве и в сельском хозяйстве…

Пока рано…

С такой постановкой вопроса руководство Неманского спецучилища не согласно, считая, что в России наблюдается тенденция к увеличению количества подростков с девиантным поведением. Исследованием этой проблемы занимается Санкт-Петербургский институт специальной педагогики и психологии Валленберга, где в настоящее время получает второе высшее образование директор спецучилища В.А. Тимаков.

Для решения данной проблемы в нашем городе 10 лет назад и было создано училище для ребят с непростой судьбой и нестандартным (девиантным) поведением. Ребята имеют огромную возможность не только учиться в школе, получать специальность, но интересно и познавательно проводить свой досуг. Здесь много кружков по интересам: музыкальный, художественный, кружки «юный техник», «столяр», «туристический», «спортивный», – считает Валерий Александрович Тимаков. – Воспитанники с недавнего времени стали ездить на олимпиады по школьным предметам. Заключены договора с ФОКом г. Советска, куда дети ездят в бассейн, на каток. Профессии, которым обучают у нас, очень нужны. В училище готовят слесарей по ремонту автомобилей, обучают на каменщика, столяра, маляра и штукатура, рабочего зелёного хозяйства, который занимается ландшафтным дизайном. Многое сделано для укрепления материально-технической базы, для улучшения жизненных условий и укрепления здоровья ребят, и многое ещё впереди…

Л.АНДРЕЕВА, фото автора

Метки:

Поделиться с друзьями:

На сайте функционирует система коррекции ибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (2) к записи “Образовательные не стандарты спецучилища закрытого типа

  1. Ольга
    29.07.2013 в 10:19

    В Неманском спецучилище закрытого типа творится полный беспредел. Старшие воспитанники издеваются и избивают младших ребят.Отбирают у них одежду и еду(посылки). Администрация училища никак не реагирует на происходящее. Всё выше написанное,полный бред!

  2. Сергей
    03.08.2013 в 00:25

    Вот, зачем в городе создали спецучилище? Чтобы привозить в «санаторий» всяких поганцев? Было ведь СПТУ-18, где парни получали нормальное образование. А сейчас, что там? «Спасибо» прохвосту Леденеву, который о городе никогда не думал, а думал о своей утробе. …удак этот Леденев, а не управленец. Жулик с большой буквы.