Неманские вести

Периоды адаптации в жизни первоклассника

Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе — цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение («Я уже школьник»). Все это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками.
Переход от дошкольного возраста к учебе — это сложный, неоднозначный, комплексный процесс. Меняется весь уклад жизни ребенка. Все, что было привычно ему до школы, становится новым — новая нагрузка, новый коллектив, новые требования, новые условия обучения, и, прежде всего, это новый вид деятельности. До школы главной для ребенка была игра, а теперь он должен соблюдать строгие рамки организации новой учебной деятельности. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита (отмечается снижение веса), плохой сон, повышенная утомляемость, повышается заболеваемость. Это закономерные реакции организма на изменение привычного образа жизни, которые проходят по мере привыкания к новым условиям. Родители и педагоги должны в этот период проявить большое терпение, понять, что первокласснику сложно. Только через 1-2 месяца у большинства детей, как правило, этот процесс действительно завершается. Но для некоторых детей, как правило, часто болеющих, имеющих отклонения в развитии нервной системы, испытывающих неудачи с первых дней обучения, процесс привыкания может затянуться на целый год.
Кроме периода первичной адаптации — самого сложного — есть еще 2 периода в течение первого года обучения, на которые родителям необходимо обратить внимание.
Первый начинается примерно в третьей декаде декабря.
Ребенку опять трудно учиться. Даже то, что получалось до этого, вдруг становится непонятным и непосильным.
Второй сложный период — февраль. Накапливаются все проблемы ребенка, усталость. Он получает недостаточно витаминов, меньше бывает на воздухе, меньше двигается. В то же время учебная нагрузка растет. Именно в феврале дети чаще болеют, становятся раздражительными, плохо спят, жалуются на головные боли, боли в животе.
В эти сложные адаптационные периоды родителям нужно быть особенно внимательными к ребенку, к его жалобам. Необходимо снять все дополнительные нагрузки, больше гулять, строго соблюдать режим.
Дополнительные февральские каникулы желательно провести спокойно, без непрерывных культурно — развлекательных мероприятий, занятий.
Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Установлено, что чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, привыкнуть к школьной жизни и тем более вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы. Специальные исследования показывают, что число «неготовых» к школе детей уменьшается с возрастом: в возрасте пятилетних около 80%; среди шестилетних — 51%; среди шести с половиной лет «неготовых» уже значительно меньше 32%. Среди семилетних детей не готовы к обучению в школе лишь 13% детей. При этом девочки в дошкольный период развиваются быстрее, поэтому среди них число «неготовых» к школе меньше, чем среди мальчиков-сверстников.
Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается ему это более «дорогой ценой», чем одноклассникам, «готовым» к обучению в школе, — ценой чрезмерных усилий, дополнительных занятий, что нередко приводит к ухудшению состояний здоровья, психоневрологическим расстройствам.
Важно правильно определить возраст начала школьного обучения. К.Д. Ушинский еще в 19 веке писал по этому поводу: «…лучше начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше, хотя, как то, так и другое имеют свои дурные стороны».

Т. Аникеева,
педагог-психолог д/с «Орленок»

«Неманские вести» №79—80 (71281—71282) 21.07.2006

Метки:

Поделиться с друзьями:

На сайте функционирует система коррекции ибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

  Комментарии отключены.