Неманские вести

Обсуждаем новый устав

Вскоре Калининградской области предстоит жить по новому Основному закону: проект новой редакции Устава Калининградской области каждый желающий уже может прочесть и даже внести свои замечания и предложения. Временная рабочая комиссия продолжает обсуждение проекта Устава (Основного закона) Калининградской области в муниципальных образованиях. В минувшую пятницу полномочный представитель губернатора в Калининградской областной Думе Тамара Николаевна Кузяева, возглавляющая временную рабочую комиссию, во второй раз приезжала в Неманский городской округ, чтобы провести общественные слушания Устава.

За основу новой редакции Устава взят прежний Устав, который действовал десять лет, накопив множество изменений и дополнений. В новой редакции Устава стало 10 разделов, на два больше, чем в прежнем, а глав — 22, на две меньше; значительно сократилось и количество статей — со 106 до 80. Тамара Николаевна пояснила, что при обсуждении основных положений содержания Устава, его глав, подразделов, статей рабочая комиссия исходила из того, чтобы сильно не конкретизировать их, отразив главные моменты. Существенно преобразована преамбула Устава. В ней прописано, что настоящий Устав, исходя из положений Конституции Российской Федерации, определяет статус Калининградской области, как субъекта РФ; гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина на территории области; устанавливает систему органов государственной власти и их полномочия в соответствии с федеральными законами; регулирует осуществление местного самоуправления; закрепляет правовые основы решения иных вопросов, относящихся к ведению субъекта РФ.
Тамара Николаевна Кузяева дала обстоятельные пояснения по каждому разделу новой редакции Устава, рассказала о его новеллах, о дебатах по тому или иному вопросу. В частности, говоря о втором разделе Устава, посвященном конституционно-правовому статусу Калининградской области, она пояснила, что новой главой в нем определен статус административного центра — город Калининград. В этом разделе прописано, что Калининградская область является неотъемлемой частью Российской Федерации и ее статус определяется Конституцией РФ и Основным законом области. Решение об изменении ее статуса принимается на областном референдуме. Государственную власть осуществляют образуемые органы государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Деятельность их осуществляется на принципах верховенства Конституции РФ и федеральных законов, которые имеют высшую юридическую силу.
Раздел «Народовластие. Обеспечение и защита прав человека и гражданина» состоит из двух глав. Здесь вводится понятие и институт уполномоченного по правам человека, — отмечает полномочный представитель губернатора в областной Думе Т. Н. Кузяева. В прежней редакции этого института не было. В этом году во второй раз избран уполномоченный по правам человека в нашей области сроком на пять лет — Е.Р. Вершинина.
Особое внимание при обсуждении было уделено разделу о законодательной (представительной) власти Калининградской области. Этот раздел, как сказала докладчик, постоянно подвергался изменениям: восемь раз в него вносились изменения. В новой редакции определено, что представительным органам местного самоуправление является областная Дума со сроком полномочий одного созыва 5 лет. Определена его структура, куда добавлена должность первого заместителя председателя облдумы и введен новый действующий орган — Совет — по аналогии с Советом Федерации Государственной Думы, который образуется для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности облдумы. Определен также новый численный состав депутатов — вместо 32 стало 40, и состав депутатов, работающих на постоянной основе.
Пятый раздел Устава посвящен исполнительной власти Калининградской области. Он определяет полномочия Губернатора и областного Правительства, а также — полномочия Правительства и его взаимодействие с областной Думой. Структура исполнительных органов государственной власти, возглавляемых Правительством Калининградской области, определяется Губернатором по согласованию с областной Думой. К ним относятся областные министерства, службы, агентства. Их образование и ликвидация производится на основании указа Губернатора по согласованию с облдумой. В этом разделе в главе 14, ст. 52 прописано право на бесплатную юридическую помощь российским гражданам — жителям области, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
Раздел VII — о местном самоуправлении в Калининградской области — в целом продублировал положения прежнего Устава, в который уже были внесены изменения в соответствии с Федеральным законодательством. Тамара Николаевна заметила, что дискуссии были по поводу того, указывать или нет те муниципальные образования, которые на сегодняшний день сформированы на территории области. По схеме устройства у нас 3 муниципальных района, 19 городских округов, 4 городских и 10 сельских поселений. В связи с тем, что реформа местного самоуправления в Российской Федерации и в области продолжается, решили их не перечислять. «Этот раздел, наверное, самый актуальный сегодня, и мы ожидаем по нему немало замечаний и предложений, — сказала Тамара Николаевна. — Постараемся наиболее полно удовлетворить все пожелания». Подводя итог своему выступлению, она добавила, что сейчас проект новой редакции Устава проходит процедуру согласования. В нем нашли отражение такие важные институты, как гражданская законодательная инициатива, действие общественной палаты и избирательной комиссии.
Из аудитории, где собрались работники госучреждений, прокуратуры и суда, администрация муниципалитета, депутаты окружного Совета, общественность, прозвучало немало вопросов и предложений. Заметили даже технические ошибки и неточности, пропуски слов. На вопрос о возможном изменении административно-территориального устройства и изменении границ муниципальных образований, который задал глава округа А.С. Мельников, Тамара Николаевна ответила, что этот порядок определяется действующим областным законом об административно-территориальном устройстве Калининградской области. Чтобы изменить статус муниципального образования, необходим референдум и решение представительного органа местного самоуправления. Было принято предложение более расширенно протолковать соответствующую статью Устава (ст. 55, п.2).
Первый заместитель главы городского округа В. Г. Кленевский внес несколько дополнений: в ст. 7, п. 3 по поводу того «кем и как» формируется областной избирком; в ст. 8, п.2 о представителях на участие в органах управления государственной власти Калининградской области предложил дополнить «полномочных представителей», сделал и другие замечания.
З.П. Васильева, зам. председателя окружного Совета, предложила в ст. 62 расширить толкование имущества Калининградской области, включив в это понятие землю. А раздел 22 о здоровье населения области предложила дополнить статьей о развитии физкультуры и спорта. Были и другие пожелания и замечания. Все они учтены и, возможно, в окончательном варианте Устава их авторы увидят свои коррективы.
По словам Тамары Николаевны Кузяевой, неманцы проявили большую активность в обсуждении проекта новой редакции Устава Калининградской области и сделали много предложений и дополнений в Устав.

Л. Андреева
«Неманские вести» №64—65 (71265—71266) 16.06.2006

Поделиться с друзьями:

На сайте функционирует система коррекции ибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

  Комментарии отключены.