Неманские вести

Уважать себя проще, будучи шведом

Институт повышения квалификации журналистов Швеции FOJO существует более четверти века. С 1993 года FOJO начал организовывать курсы для журналистов стран Восточной Европы. За это время было проведено 186 семинаров, в которых приняли участие 2673 человека (в том числе около тысячи россиян). Дважды приглашение принять участие в семинарах института FOJO получали журналисты «Неманских вестей». Темой одного из них, состоявшегося в конце октября в Стокгольме, стала потребительская журналистика или, как ее там порой шутливо именуют, «кастрюльная журналистика». Впрочем, отношение к теме потребительского рынка, а особенно к его основному звену — потребителю, в Швеции отнюдь не шутливое и тем паче не пренебрежительное.

Созданы и активно работают целый ряд организаций, финансируемых государством, где к любой проблеме гражданина отнесутся очень внимательно. Вне зависимости от того, насколько серьезной или, напротив, незначительной она кажется. То есть проблема либо есть, и с ней надо разбираться, либо ее просто нет. В связи с чем вспоминается забавный эпизод, произошедший в мэрии Стокгольма (впрочем, забавным он наверное был только для нас — неискушенных борьбой за свои права потребителей). Чиновница, работающая в сфере защиты прав потребителей, перечисляя причины наиболее частых обращений граждан, упомянула недавний случай, когда женщина пришла с жалобой на сносившуюся раньше гарантийного срока набойку на каблуке. Как же так, удивились наши журналисты, понятно, если дело касается, скажем, дорогостоящей бытовой техники, но из-за такой мелочи тратить на разборки и свое-то время неразумно, а уж вовлекать в них еще и ответственного работника администрации — просто неуважение к нему и его работе… Слушая наши доводы, чиновница вежливо улыбалась, кивала головой, но, похоже, так и не поняла, по поводу чего так взбудоражились эти русские журналисты… А вопрос с набойкой, кстати, был решен-таки в пользу дотошной шведки. Магазин, заменивший ей обувь, посчитал, что его репутация все же дороже пары туфель. Именно репутация, поскольку никакими правами на наложение штрафных санкций (чтобы не дать повода для развития коррупции) государственные органы по защите прав потребителей не обладают. «Убедившись в обоснованности жалобы, проведя, при необходимости, экспертизу товара на предмет выявления дефекта (бесплатную для гражданина), мы рекомендуем продавцу некачественного товара удовлетворить требование покупателя, — рассказывал сотрудник госкомиссии по рассмотрению жалоб потребителей. — В случае отказа фирма попадает в так называемый «черный список», доступный для ознакомления любому желающему». И хотите верьте, хотите нет — эта схема работает. До судебных инстанций доходят единицы подобных дел.

А учить граждан отстаивать свои права здесь начинают с детских лет. Мы посетили одну из студий общественного телевидения, где нам рассказали о специальной телепрограмме, рассчитанной на подростковую аудиторию, где на реальных примерах дети-ведущие рассказывают, как нужно поступать и куда обращаться в случае, если права подростка были нарушены. Много передач, помогающих ориентироваться на потребительском рынке, существует в Швеции и для взрослого населения. Одной из тем, широко обсуждавшихся в местных средствах массовой информации во время нашего приезда, было высокое содержание сахара в детских продуктах питания, что, по мнению специалистов, привело к увеличению числа полных детей.

Но, чтобы рассказ был совсем честен и не вогнал нашего читателя, имеющего негативный опыт мытарств с бракованным товаром, в тоску, скажем, что и в Швеции столь действенный механизм вырабатывался не один день. Двести лет это государство не знает войн, согласитесь, срок для развития и совершенствования демократических норм немалый. Кроме того, в словах о бесплатной для потребителя экспертизе товара (у нас, как правило, незадачливый покупатель делает ее за свой счет, и лишь имея на руках заключение, подтверждающее справедливость претензии, может рассчитывать на возмещение затрат), вкупе с существующими в стране бесплатными медициной и образованием есть, ну если не доля лукавства, то все же некоторая неточность. Все эти достижения демократии шведы все же оплачивают — своими налогами — по нашим меркам очень высокими. Отвечая на «нескромные» вопросы о зарплате, все без исключения, называя сумму заработка, добавляли в конце одну и ту же фразу: «до налога». Налог, как выяснилось, «съедает» примерно одну треть дохода гражданина Швеции (средняя его заработная плата около 25000 крон или 3000 долларов в месяц, таким образом, после уплаты налогов остается где-то 2000 долларов). Цены в магазинах тоже довольно высокие, поэтому, намереваясь посетить эту страну, не стоит особенно рассчитывать на то, что там удастся прикупить что-то дешевле, чем у себя на родине, разве что повезет попасть на распродажу. Товары тоже облагаются налогом, который включен в их стоимость. Правда, для соблюдения социальной справедливости в ряде магазинов при совершении покупки на сумму свыше двухсот крон иностранцам (по их просьбе) оформляют «Такс-фри» — документ, освобождающий от этого налога. Правда, получить переплаченную сумму можно только покидая страну.

Чем еще впечатлила Швеция? Конечно, как это ни банально, чистотой своих улиц. Дворников за неделю пребывания увидеть не довелось, но и мусора — тоже. Урны, имеющиеся на улицах в достаточном количестве, снабжены пластиковыми пакетами. И, что удивительно, мусора, не долетевшего до цели, рядом с ними не наблюдалось. Да и откуда ему взяться, если, к примеру, на наших глазах молодой человек довольно «бомжеватого» вида, подойдя к входу в метро, затушил окурок об асфальт и опустил его в ближайшую урну (представьте себе, парень подумал даже о том, что непотушенный «бычок» может повредить пакет. Впрочем, «подумали» об этом, наверное, только мы, для него это, похоже, было на полном «автомате»). Кстати, безнаказанно курить в Швеции можно только на улице, а если в помещениях, то только в специально отведенных для этого местах. Ну и коли уж зашла речь о вредных привычках, заметим, что и с алкоголем там дело обстоит не так просто, как у нас. Нет, употреблять его, конечно же, никто не запрещает. Но вот увидеть или услышать рекламу спиртных напитков крепостью свыше 3,5 градусов вам не удастся, равно, как и приобрести оные в первом попавшемся продовольственном магазине, куда мама, скажем, может зайти со своим несовершеннолетним чадом. Все более крепкие напитки продаются в специализированных магазинах и только лицам старше установленного законом возраста.

Возвращаясь к порядку на улицах, хочется заметить еще и то, что Швеция просто рай для пешеходов. Чтобы попасть там под машину, надо приложить определенные усилия. Пешеходные переходы оборудованы сплошь и рядом, поэтому переходить дорогу в неположенном месте просто нет необходимости. Если на регулируемом переходе вам не терпится перейти на противоположную сторону, а зеленый свет на светофоре все не загорается, можно нажать на вмонтированную в него кнопочку и через несколько секунд путь свободен. А если переход светофором не оборудован, то ждать и вовсе ничего не надо. Автомобили остановливаются, лишь водитель увидит, что вы приближаетесь к «зебре». Признаться, первое время мы даже создавали заторы у переходов, пытаясь пропустить приближающийся транспорт. И что интересно, при обилии машин и довольно нешироких дорогах, пробок и заторов (за исключением вышеназванных) видеть не приходилось.

Довелось нам, конечно, познакомится и с культурными ценностями города: его архитектурой, историческими памятниками, музеями, с творениями великих мастеров прошлого и современными коллекциями. Посмотреть, безусловно, есть на что. Но, знаете, тут все же национальная гордость берет верх. Что ни говори, а наши Москва, а уж тем паче Питер, впечатлений оставят неизмеримо больше. По числу памятников культуры, музеев, по количеству представленных в них экспонатов и по красоте в том числе. Так что гордиться нам еще есть чем. Ну а порядок, может быть, и мы со временем наведем.

Л.Юрченко, фото автора
«Неманские вести» №133—134 (71184—71185) 18.11.2005

Поделиться с друзьями:

На сайте функционирует система коррекции ибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

  Комментарии отключены.